Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Дальневосточное таможенное управление

История таможни

18 июня 1859 года несший вахту на  корвете “ Америка” подпоручик корпуса флотских штурманов И.О. Красильников сделал запись в вахтенном журнале: ”Ветер умеренный, облачно, дождь .. В 6 часов утра снялись с якоря и пошли к осмотру берега, заметили к юго-западу углубление и окрыли бухту.  По приказу его сиятельства (Н.Н. Муравьева – Амурского) бухту назвали Находкой”.

4 июня 1899 года император Николай 11 утвердил постановление Государственного Совета “Об изменениях в устройстве таможенного надзора в Сибири”, согласно которому во Владивостоке и Николаевске учреждались четыре должности таможенных чиновников “для осмотра и очистки пошлиной”.

Этот документ открыл новую страницу в истории таможенной службы России – она создавалась на восточной окраине страны, окраине, которая по мере заселения и хозяйственного освоения все более втягивалась в общероссийские экономические отношения.

В связи с удобством географического положения бухты Находка и благоприятными климатическими условиями в начале  ХХ века начинается бурное развитие торговли. Действовавшее с 1860 года на все порты Приморской области право свободной беспошлинной торговли (порто-франко) было прекращено лишь 1 января 1901 года.

В бухту Находка с начала ХХ века заходили российские и иностранные суда. 6 июня 1909 года был учрежден Закон об установлении срочных пароходных сообщений между Владивостоком и русскими портами Дальнего Востока. Согласно этому закону были установлены регулярные  пароходные сообщения на линии Владивосток- Славянка – Посьет – Мангуга – Седими – Шкотово – Ганьгауца – Абрек – бухта Находка – бухта Ченювая – бухта Врангель.

На основании Портсмутского мирного договора между Россией и Японией,  23.08.1905 г. «японским подданным было предоставлено право ловить, собирать и обрабатывать всякого рода рыбу и продукты моря, кроме котиков и морских бобров, вдоль побережья Японского, Охотского и Берингова моря, за исключением рек и бухт». Они могли брать в аренду участки, публичные торги, возводить на берегу постройки, склады, хижины и сушильни. Без пошлины разрешалось перевозить все предметы, необходимые для рыболовства. Занятые под рыбные промыслы участки называли «рыбалками». Они снабжались из Японии всем необходимым, даже запрещенными к ввозу товарами: спирт, ружья, порох, патроны и т.п. Их привозили контрабандным путем.            

Вследствие этого Министерство Финансов признавало необходимым установить постоянный таможенный надзор за рыбалками. В каждый район рыбалки Министерство финансов полагало назначить по 4 досмотрщика, в том числу и по одному конному, для наблюдения за ними – одному таможенному чиновнику и по 2 надсмотрщика.

Первое упоминание о Находкинской таможне относится к началу 20 века, а точнее, к 1909 году. Именовалась она тогда как таможенный пост в бухте Находка.

2 мая 1909 года (по старому стилю) был высочайше утвержден  закон об организации таможенного округа в Приморском генерал-губернаторстве.  В состав вновь созданного Приамурского округа вошли шесть таможен, 17 застав и 48 таможенных постов.  Была «учреждена должность таможенного надзирателя таможенного поста в бухте Находка в количестве 1 лица с содержанием в 1950 рублей, в том числе жалованье – 825 рублей, столовые – 825 рублей, квартирные – 300 рублей».

В инструкции таможенным постам, утвержденной Министром финансов 18 февраля 1910 года было указано, что «расположенные вблизи границы таможенные посты учреждаются:

а) для взимания пошлин с привозимых к ним для потребности местного населения товаров, согласно списку, утверждаемому Министром Финансов;

б) для наблюдения за не провозом в Империю контрабанды».

Учрежденным таможенным надзирателям необходимо было прибыть к месту службы в течение двух месяцев.

Первым таможенным надзирателем в бухте Находка был Жуков Иван Иванович.

В 1915 году в бухте Находка стала действовать таможенная застава. Она осуществляла таможенный контроль за так называемыми «рыбалками».

События первой мировой войны самым пагубным образом сказались на таможенном деле. К осени 1917 года таможенная система страны оказалась разрушенной. Деятельность большинства таможенных учреждений в это время была приостановлена. Департамент таможенных сборов бездействовал. Около года таможенным делом в России руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный в сентябре 1917 года.

Развитие дальнейших событий в бухте Находка связано с Великой Октябрьской социалистической революцией 1917 года, затем борьбой с интервентами и белогвардейцами. Партизанское движение захватило и жителей бухты Находка, мужское население которой 3 года участвовало в партизанском движении. Таможня в связи с военными действиями была закрыта. Таможенный надзиратель (по воспоминаниям старожилки города Ксении Захаровны Костыриной,  Волков (имя и отчество к сожалению, она не запомнила) был убит в перестрелке с партизанами командиром партизанского отряда Шевченко Кондратом. Об этом вспоминал свидетель перестрелки, участник событий тех лет Кривонос Тимофей.

В связи с установлением на территории Дальнего Востока власти Советов, переходом к новой экономической политике, необходимостью  восстановления государственного бюджета и налаживанием торгово-экономических связей потребовалось  возрождения таможенной системы. Приказом Народного комиссариата внешней торговли от 24 декабря 1921 года № 133 было учреждено Дальневосточное Таможенное управление. 31 марта 1922 г. Совет народных комиссаров РСФСР утвердил «Положение о местных таможенных учреждениях, об округах, таможнях и таможенных постах».

В связи с окончательным переходом охраны границы  в ведение ГПУ (Главное политическое управление)  подлежали упразднению в бухте Находка 3 должности стражников из 7 должностей. Таким образом,  штат поста был следующим:  управляющий поста – 1, старший таможенный стражник – 1, таможенный стражник 1 разряда – 2. Всего 4 человека. Таможенный пост в бухте Находка входил в состав Управления Владивостокского таможенного инспектора (Владивостокский участок).

По мере свертывания внешнеэкономических связей страны возрастало значение  таможни в борьбе с контрабандой.        

К началу 1924 года в Дальневосточном таможенном округе назрела необходимость  в реорганизации таможенных учреждений. Так, в бухте Находка 1 июля 1924 года таможенный пост был реорганизован в таможню. 1 июня 1925 года Владивостокское таможенное управление было упразднено, и все входящие в его состав таможенные учреждения перешли в подчинение Владивостокской районной таможни.

В бухте Находка  действовала Находкинская таможня 3 разряда. Находилась она в бухте Находка в устье реки Сучан, в 20 км от с. Владимиро - Александровское, где имелись Почта и Телеграф, в 126 км от Кангауза и 216 км от Владивостока по морскому пути. Таможня помещалась в собственном доме. Бухта Находка являлась центром лова и вывоза за границу сельди и другой рыбы, морской капуты и, отчасти, экспортных лесных заготовок. Погрузка рыбы в селедочный сезон /апрель-май/ происходила в 15-20 пунктах побережья района таможни.

Операции за 1925 год выражались в следующих цифрах:

-         принято из-за границы –191 судно; отошло за границу – 213 судов;

-         привезено из-за границы разных предметов промыслового снаряжения для рыбалок – 40 тонн ( 2440 пудов);

-         вывезено за границу: - морской капусты 590 тонн на 57785 рублей;

-         рыбы – 7650 тонн на 368900 рублей;

-         леса – 9958 тонн на 438525 рублей;

-         каботаж по приходу 329 судов с грузом 1349 тонн;

-         каботаж по отходу 330 судов с грузом 1651, 7 тонн.

Контрабанда – 44 случая по оценке на 6396 рублей золотом.

Основными проблемами для таможенных учреждений тех лет были следующие:

1) Контрабанда достигла в те годы громадных размеров, несмотря на то, что стоимость задержаний возросла по сравнению с 1924 годом на 41%, а по сравнению с 1913 годом – на 56% (номинально – на 1125000 рублей золотом).  В борьбе с контрабандой необходимы только меры экономического порядка, а именно, усиление снабжения дальневосточного рынка товарами;

2) Штатный состав таможен недостаточен для нормального, быстрого и четкого осуществления своих функций;

3) Прожиточный минимум и ставки зарплаты для сотрудников Таможенного ведомства должны быть одинаковы с хозрасчетными учреждениями;

4) На табак и табачные изделия необходимо понизить акциз. Насыщение местного рынка сразу же сократит контрабанду на 50%.» (Из отчета Владивостокской районной таможни за 1925 год).

В функции таможенных учреждений того времени входили:

-         осмотр и досмотр всех товаров, проходящих через границу государства;

-         задержание тех из них, которые не удовлетворяют условиям, предусмотренным в законодательстве;

-         взимание пошлин и других сборов, штрафов за нарушение таможенных постановлений;

-         учет ввоза и вывоза товаров;

-         временное хранение товаров, проходящих через таможенную границу;

-         борьба с контрабандой;

-         реализация конфискатов и др.

Для улучшения оперативного руководства таможенными учреждениями

Дальнего Востока в 1925 году в г. Хабаровске было создано Дальневосточное отделение Главного таможенного управления, в состав которого вошла Владивостокская районная таможня. В нее входили:

-         Владивостокская районная таможня 1 разряда;

-         Советско-Гаваньская таможня 11 разряда;

-         Таможни 11 разряда: Никольск-Уссурийская, Гродековская, Иманская, Посьетская, Турий-Рогская, Кангаузская, Тетюхинская, Находкинская, Полтавская;

-         4 таможенных поста: Сосновый, Ольгинский, Мангуганский, Славянский.

Управляющим Находкинской таможни в 1925 году был Корнилов С.С.

В 1934 году на основании распоряжения Народного комиссариата

внешней торговли Дальневосточное отделение из г.Хабаровска вновь было переведено во Владивосток. При этом начальник отделения одновременно являлся начальником Владивостокской таможни.

На основании приказа Народного комиссара внешней торговли за № 60 от 5 февраля 1938 года Дальневосточное отделение было закрыто и руководство таможенными учреждениями и постами возложено на Владивостокскую таможню.

Для оформления приема из-за границы пароходов в бухту Находка направлялись сотрудники Владивостокской таможни.

В конце 30-годов на берегу бухты Находка начал действовать порт-пункт.

Вопрос о сооружении на побережье Тихого океана второго крупного морского порта, не уступающему Владивостоку, возник еще до войны. В 1939 году в Находке, где тогда сиротливо ютились строения мелких рыболовецких артелей, побывал секретарь ЦК ВКП/б  А.А. Жданов.

Дальневосточники, знакомые с журналом «Морской сборник», издававшимся в Петербурге во второй половине 19 века, знают об удивительном пророчестве русского флотского офицера А. Пещурова, который побывал сто лет назад в бухте Находка: «Придет время, бог даст, еще на нашем веку, когда теперешняя тишина сменится тысячами звуков, которые сольются в неопределенный глухой шум торгового порта».

В Находку на большую стройку, по всесоюзному призыву, стали прибывать добровольцы из западных и центральных областей страны. Работа по строительству порта развернулась в полную силу. Почти реальными стали мечты о том, что порт Находка запестреет разноцветными флагами иностранных судов. Но грянула Великая Отечественная война. Строительство порта законсервировали, и возобновилось оно только в 1943 году .

Нападение фашистской Германии нанесло серьезный ущерб таможенной системе страны. В первые  дни войны около 90 процентов личного состава таможен, расположенных на южных, восточных и дальневосточных границах, были направлены на фронт.                

В годы войны на дальневосточные таможни были возложены новые задачи. В основном это был пропуск грузов, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного Креста. Если в первый год войны эти  грузы поступали в незначительном количестве, то, начиная с 1943 года, они шли массовым потоком, что создавало дополнительную нагрузку на личный состав таможен.

Напряженность, с которой в те годы работали таможенники, достигала критической точки. Находка играла роль «морских ворот», через которые на пароходах «Дальстрой», «Советская Латвия», «Феликс Дзержинский» осуществлялась доставка продовольственной помощи союзников – США и  Великобритании.

В годы Великой Отечественной войны таможенный пост в бухте Находка входил в состав Владивостокской таможни 1 класса Главного таможенного управления Министра Внешней торговли СССР.

В 1942 году начальником таможенного поста в Находке был назначен Чекрыгов, а его помощниками – Емелин и Жариков.

В штатном расписании Находкинского таможенного  поста на 1943 год  значатся 5 единиц, на 1944 год – 3 единицы, на 1945 год – 3 единицы: начальник поста, старший инспектор, инспектор. Должностной оклад начальника поста составлял 1400 рублей, старшего инспектора 1300 рублей и инспектора 1000 рублей. Кроме этого, дополнительно начисляли зарплату за работу в пограничных районах, за выслугу лет в системе Министерства внешней торговли СССР и отдаленность.

1945 год был годом наибольшей активности в деятельности таможенной системы. В первой половине усилился поток грузов за наступающими частями Красной Армии, во второй – объем пассажирских перевозок и военной техники в связи с переброской частей на Дальний Восток.

После окончания войны в Находкинском таможенном посту  работали Сердюк Иван Николаевич и Котлов Николай Иванович, которые для оформления судов приезжали из Владивостока и останавливались в лагерях для военнопленных. Третьим сотрудником был житель Находки Шумилов В.П., который проживал по улице Луначарского. Кроме оформления судов, сотрудники готовили к досмотру военнопленных и репатриантов, подлежащих вывозу из СССР. Одновременно вывозилось до 2 тысяч человек. Это было связано с тем, что после войны Владивостокский порт был закрыт для иностранных судов.

Основная нагрузка по оформлению иностранных судов была возложена на Находкинский таможенный пост.

До января 1951 года таможенные операции в бухте Находка  осуществлялись сотрудниками таможенного поста и сотрудниками  Владивостокской таможни, но в связи с быстрым ростом внешнеторгового оборота назрела острая необходимость создания таможни в Находке.

26 мая 1951 года приказом Министерства внешней торговли Союза ССР № 375 от 26.05.51 была учреждена Находкинская таможня. Выписка из приказа:

«В связи с изменившимися условиями работы таможенных учреждений, на основании статьи 17 Таможенного Кодекса СССР и по согласованию с Министерством государственной безопасности и Министерством финансов СССР

ПРИКАЗЫВАЮ

Открыть в порту Находка таможню 2 класса, присвоив ей наименование Находкинская таможня 2 класса.       

Установить штат Находкинской таможни в 19 единиц за счет сокращения штата Владивостокской таможни.

Министр внешней торговли Союза ССР                                                                                     М.Меньшиков».

До недавнего времени именно 26 мая Находкинская таможня отмечала свой день рождения, но с 2006 благодаря архивным изысканиям и длительной переписке с Центральным музеем таможенной службы бывшего начальника отдела кадров таможни П.А. Лепилиной  была установлена новая дата, подтвержденная отделом организации музейно - выставочной работы ФТС России  Центрального музея таможенной службы и  было признано, что дату основания таможенного поста в бухте Находка исторически правомерно отсчитывать с момента первого упоминания поста в утвержденном законодательном документе: перечне таможенных учреждений Приамурского таможенного округа от 1 июня 1909 года.

Согласно приказу по Находкинской таможне от 13 августа 1951 года № 1 принял дела и материальные ценности Находкинского таможенного поста и приступил к исполнению обязанностей первый начальник вновь образованной таможни Сердюк И.Н.

Работал в таможне Иван Николаевич до июня 1977 года. 1 июня 1977 года он вышел на заслуженный отдых, но еще долго, по воспоминаниям ветеранов таможни, он приходил в таможню и помогал в оформлении документов. Помнят Ивана Николаевича в таможне как опытного специалиста таможенного дела, для которого характерно высокое чувство долга, ответственности за порученное дело и принципиальный подход к решению вопросов, относящихся к производственной деятельности. Имея  огромный практический опыт таможенной работы и в совершенстве зная все таможенные правила и инструкции, он передавал свой богатый опыт и знания молодым сотрудникам. Уважение к профессии и преданность таможенному делу он сумел передать своему  внуку, Алексюку Максиму.

2005 года скончался Сердюк Иван Николаевич  немного не дожив до своего 95- летия.

Одним из первых на должность контролера был принят Шумилов В.П.

Заместителем начальника таможни приказом № 2 от 13 августа 1951 года был назначен Грицай Павел Терентьевич, который прибыл из Гродненской таможни.

Н.И. Котлов, бывший начальник Находкинского таможенного поста, был назначен старшим инспектором таможни.

Штат Находкинской таможни состоял из 19 единиц.         .

В сентябре 1951 года в штатном расписании произошли незначительные  изменения:  штат увеличился на 1 единицу.

Работа в Находкинской таможне осуществлялась на следующих участках:

1.Пропуск транспортных средств /судов/.

2.Пропуск грузов, в т.ч. транзитных контейнеров.

3.Пропуск пассажиров и их багажа.

4.КИФ – переработка внешнеторговых грузов, а также круглосуточный

досмотр промтоваров.

5.Пропуск международной и транзитной почты.

6.Пропуск почтовых отправлений в районе лова.

В 1951 году сотрудники таможни работали в ветхом павильоне Морвокзала, приспособленном под зал для досмотра и обслуживания иностранных пассажиров. Иногда использовались площади, занимаемые водным отделом милиции.

В марте 1952 года приказом Министра внешней торговли № 231 Владивостокская таможня была реорганизована в таможенный пост и стала подчиняться Находкинской таможне.

Вышел таможенный пост «Владивостокский»  из состава

Находкинской таможни 3 апреля 1956 года на основании приказа Министерства внешней торговли СССР от 03.04.56 № 105. Согласно этому приказу была образована Владивостокская таможня 1 класса. Таможенный пост был аннулирован.

До 1966 года численный состав Находкинской таможни не превышал 16 чел.

Штатная численность таможни по годам

1952 – 20 единиц (в мае + 5 -  Владивостокский пост, в июле + 1 шофер)

1953 – 20 единиц ( 5 - Владивостокский пост)

1954 – 13 единиц + 1 шофер + 5 - Владивостокский пост

1955 – 12 единиц, 7 - Владивостокский пост

1956 – 12 + 7 человек  Владивостокский пост

1957 – 11 единиц

1958 – нет данных

1959 – 9 единиц

1960 – 9 единиц

1961 - 9 единиц, июль + 2 единицы

1962 – 11 единиц

1963 – 12 единиц

1964 – 12, июнь + 2 единицы

1965 – 16, сентябрь + 3 единицы

1966 – 23 единицы

Шестидесятые годы характеризовались активной жизнедеятельностью таможни. Активизировалась работа по совершенствованию и повышению эффективности таможенного контроля. И к концу семидесятых – началу восьмидесятых годов Находкинская таможня выходит на передовые позиции в таможенной системе страны. На протяжении ряда лет она занимала призовые места по итогам всесоюзного социалистического соревнования среди таможен, а также среди госучреждений города.

Так, в 1973 году по сравнению с 1951 годом объем работ  увеличился в 20 раз в связи с ежегодным возрастанием грузопотока внешнеторговых грузов, количеством судов загранплавания различных ведомств. А штат увеличился всего в 2 раза. Вступил в строй причал в порту Восточный, в котором оформлялись крупнотоннажные суда.

В связи с этим на основании приказа ГТУ от 12.07.74 № 106 –л был образован таможенный пост «Восточный», который  1 января 1992 года был преобразован в таможню «Восточную». Первым начальником таможенного поста был назначен Харин Иван Николаевич (приказ по Находкинской таможне от 31.07.74 № 71).

В условиях перехода российской экономики на рыночные рельсы  приоритеты таможенного дела изменились. Главной задачей всей оперативной деятельности таможенных органов стала защита экономических интересов России.

Расширение поля деятельности таможни потребовало значительной перестройки.

Перспектива дальнейшего развития портпункта в поселке Ольга за счет переработки экспортно-импортных грузов, а также увеличения объема работы, с которой до 1983 года справлялись 2 сотрудника, потребовала выхода в Главное таможенное управление с предложением о необходимости создания в п. Ольга таможенного поста и доведения его численности до 6 человек.    Тампункт «Ольга» был преобразован в таможенный пост «Ольга» приказом ГУГТК СССР от 10.07.88 № 113.

В портпункте «Пластун» работали таможенные уполномоченные согласно приказа ВУГТК СССР от 29.01.88 № 25.  6 октября 1999 года приказом ГТК России № 674 был создан таможенный пост «Пластун»  1-ой категории Находкинской таможни штатной численностью 8 человек.

В связи с увеличением объема международных перевозок нефтепродуктов в Находкинской таможне был создан  таможенный пост «Нефтепорт». Он был организован на основании  приказа ГТК России от 20.01.97 № 24 «Об оптимизации организационно-штатной структуры таможенных органов ДВТУ», а также приказом по Находкинской таможне от 01.04.97 № 061 для оформления транспортных средств, осуществляющих международные перевозки нефтепродуктов. Штатная численность вновь созданного таможенного поста составила 12 человек.

Зона ответственности Находкинской таможни простирается по южному побережью от г. Фокино до административной границы Хабаровского края. Общая протяженность морской границы составляет около 800 км.

Появились новые отделы: отдел по контролю за доставкой товаров, собственной безопасности, дознания, нетарифного и экспортного контроля, юридический, таможенной охраны и другие.

В период с 1951 года возглавляли: Сердюк Иван Николаевич, Грицай Павел Терентьевич, Коган Владимир Алексеевич, Кудрявцев Николай Герасимович, Тарасов Владимир Павлович, Зубков Валерий Николаевич,  Тищенко Геннадий Георгиевич, Котляров Алексей Иванович, Кулешов Андрей Сергеевич, Ковылин Александр Анатольевич, Дудка Сергей Александрович. В настоящее время   Константин Дмитриевич Бондарев (с 28 ноября 2017 года).

Многие ученики Сердюка Ивана Николаевича сегодня являются крупными руководителями таможенных органов страны: Тарасов Владимир Павлович, Аноцкий Валентин Романович, Есликов Виктор Стефанович.    

Значительный вклад в становление и развитие Находкинской таможни внесли ветераны. Весь их жизненный путь – это частичка истории жизни целого поколения, образец безупречного служения Родине, верности служебному долгу.  Более 30 лет отработали в Находкинской таможне:

Вон Сек Чер проработал в таможне с 1961 по 1997 годы.

Сорокин Павел Васильевич работал в таможне с 1963 по 1999 годы.

Федянин Владимир Васильевич – с 1964 по 1999 годы.

Хромова Галина Петровна – с 1965 по 1999 годы.

Матвеева Марина Григорьевна – с 1966 по 1999 годы.

Крюков Владимир Игнатьевич – с 1967 по 1999 годы.

Туровский Виктор Андреевич – с 1968 по 1999 годы.

Викулов Анатолий Павлович - с 1970 года по 2002 год

Тищенко Геннадий Георгиевич – с 1971 года по 2004 года ;

Степаненко Николай Федорович – с 1972  по 1999 годы

30 должностных лиц таможни удостоены звания «Отличник таможенной службы Российской Федерации».

В настоящее время в Находкинской таможне ветеранская организация насчитывает 115  человек.

На сегодняшний день в состав Находкинской таможни входит четыре таможенных поста (далее т/п): т/п Морской порт Находка, т/п Морской порт Восточный, Ольгинский т/п, т/п Морской порт Пластун.

В соответствии с требованиями приказа ГТК России от 28 декабря 1995 года № 790,   от 4 апреля 1996 года № 210, от 25 апреля 2001 года № 393, от 25 августа 2003 года № 927 в зону деятельности Находкинской таможни входят: районы Приморского края: Кавалеровский, Лазовский, Ольгинский, Партизанский, Тернейский, Шкотовский. Города краевого подчинения Приморского края: Дальнегорск, Находка, Партизанск. Города краевого подчинения Приморского края, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти и управления: Фокино, Большой Камень. Акватория вод территориального моря Российской Федерации, омывающего берега вышеперечисленных административных образований.

Находкинская таможня является одним из старейших таможенных органов России. В марте 2006 года из Управления кадров Федеральной таможенной службы пришло письмо, в котором говорится о том, что совместно с Центральным музеем таможенной службы был пересмотрен вопрос о дате образования Находкинской таможни. На основании архивных и библиографических данных они подтверждают, что таможня является правопреемницей таможенного поста, образованного в бухте Находка 01 июня 1909 года. В связи с этим именно эта дата теперь считается Днем образования Находкинской таможни.